Здравствуйте, Гость!
Зарегистрироваться
Забыли пароль?

Сад Кульбашной Светланы (Днепропетровск)

Друзья, представляю вам сад Светланы Кульбашной – ландшафтного дизайнера из Днепропетровска. Сад достаточно молодой, но уже очень интересный. Думаю, что расцвет его красоты еще впереди, и он не раз отблагодарит хозяев весенним цветением, летней спелостью и щедрыми красками осени.

Мой Сад призвал меня на служение однажды поздно вечером по телефону тривиальной фразой: «продается участок». Муж вспоминает, что я стала невменяемой, принялась одеваться, гнать его за машиной... Ему было трудно, но он перезвонил и узнал, что дом расположен у озера, но под трубами ГРЭС.

Я ничего не хотела слушать ... Чтобы сбить меня с мысли ему пришлось с утра взять машину и ехать искать для меня другой участок у водоема. В результате мы ездили 10 дней с утра до ночи, все дальше удаляясь от города, как радиопеленгаторы, идущие на еле слышный сигнал. Пересмотрели все, и в который раз проезжая по пос. Войсковое, безо всякой надежды, спросили, не продается ли тут что-нибудь. И милая тетка повела нас через заборы - показывать.

Жизнь перевернулась.

Хозяева трепетно любили участок, "вымечтали" каждый уголок на нем. Не хотелось им продавать его под огороды и виноградники, а в нас они увидели себя на 10 лет моложе и уступили. Так мы стали владельцами гектара земли на берегу Днепра.

«Бессмысленно все то, что не воспето», - писала Марина Цветаева. И мне нравится поэтизировать свой сад, рисовать и фотографировать в лучшие моменты его жизни. Создание таких моментов – удовольствие особенное.

Окончательный проект сада возник от моей привычки ходить пешком и увлечения мужа бегом. Овал по центру участка появился как альтернатива беговой дорожке. Остальные дорожки - мои пешеходные маршруты. Все дорожки я сначала вытоптала, всегда повторяя, карабкаясь по склонам балок: "здесь будет лестница". Муж мечтал о сосновом боре. Я ему посадила сосенок 150 штук, маслята под ними растут. А мне хотелось березок. Так появилась березовая роща. Спускаюсь в балку и думаю: тут бы сделать камерную сцену. Поднимаюсь вверх и мечтаю: мне бы тут прудик. Подошла к тополям, оглянулась на Днепр: вид красивый, тут бы мне площадочку и барбекю. Думаю: здесь свадьбу сыну играть будем, здесь столы поставим, а музыку - там, танцевать будем на дорожках, они тут пойдут параллельно и площадочкой расширятся. Купила метасеквою, она на болотах растет, очень воду любит, а мне она нравится рядом с березами - сделала для нее болотце. Фигурное такое, симпатичное, захотелось у него присесть, бегала вокруг, пока выбрала вид красивый из-под берез, там лавочку поставила. К ней шаговую дорожку проложила, потом решила дорожку продлить до балки. А круг хочется замкнуть, придется делать подвесную дорогу, дешевле обойдется даже вместе с домиком, чем лить лестницы из бетона или металлические громоздить, а интересно-то как над лесом пройтись! Вот такие у меня разговоры с моим садом.

В первые годы я скакала по участку в одиночестве. Добывала растения, высаживала, поливала, обрезала, удобряла. Но их было мало, меня хватало. Что-то пропадало, засыхало, вымерзало. Начала интересоваться почему. Очень много читала, выписывала для себя, систематизировала знания. Интернета тогда не было. Все по крупицам. Это было также и время знакомства с местными жителями. Наверное, около сорока человек у нас работали в разное время. Со временем, организовался коллектив, который работает стабильно уже три года: Моисеевич, Виталик и Игорь. Выбрала их из многих по вдумчивому отношению к работе. Обучила на садовников. Стоим как-то после трудового дня, говорю: "когда уже эта красота наступит?" И через год мне возвращается: "Владимировна, красота наступает!", - и свет в глазах. Всю планировку участка они сделали самостоятельно, газоны.

Все очень любят свою работу. Даже гордятся ею, говорят: "мы в самом красивом месте в Войсковом работаем."

Мне всегда удавались этюды. И в художественной школе, и в музыкальной. Помню даже сочинение «Осенний этюд», вызвавшее восторг учительницы. И в саду я склонялась бы к зарисовкам милых кусочков, но… Сад диктует мне другой жанр, вынуждает объединять все видимое пространство, говорить о симфоническом звучании. Интересно, что темы, исполняемые моим оркестром каждый день разные, а финал может быть классически бурным или спокойным, как в современных симфониях в зависимости от настроения Днепра. Мне даже нравится такая моя несвобода в выборе. Нравится смотреть и узнавать, что убрать, чтобы линии стали чище, и, иногда, реже, что добавить, чтобы проявилась индивидуальность сада.

Размышляя над образом сада, мне не пришлось искать доминанту. Изначально все существующие структурные компоненты были «завязаны» на Днепр, заполняющий собой примерно треть видимой перспективы. Все остальное рабочее пространство делилось на то, что стремилось к нему, и то, что было ему параллельно.

Воспользовавшись подсказкой природы, я развила эту мысль, сделав ее концептуальной. Пейзажи, открывающиеся в видовых точках, ассоциируются у наблюдателя с волнами реки, размеренно несущей свои воды и плавно впадающей в Днепр, с концентрическими кругами, расходящимися от брошенного в реку камня. Ритмичность «волнового» рисунка подчеркнута сетью извилистых дорожек, причудливо переплетающихся между собой и органично вписанных в окружающий ландшафт. Баланс высоты и размера соблюден за счет организации роскошных букетных посадок белого тополя, как бы склонившихся над воображаемой рекой, визуально приближающих дальний план к зрителю. На фоне этой гигантской белой волны исключительно проявляются декоративные качества темно-пурпурной посадки скумпии кожевенной и темно-багряных зарослей сливы растопыренной Писсарди, динамично поддержанных кораллово-розовыми бликами изгибов дорожек и вкраплениями групп пузыреплодника калинолистного на переднем плане. Как разлив реки перед сужающимся руслом выглядит шелковистый газон, ограниченный волнообразными насаждениями декоративных хвойных растений. И островком на нем - эффектная композиция ажурных сумахов, пылающих осенью, Эстетический эффект обретает полноту, благодаря ярким ноткам беспрерывно сменяющих друг друга цветущих кустарников и многолетников. Дом, стоящий «на берегу» венчает общую композицию, задает высоту и структурирует пространство, не довлея над природной средой, а как бы подчиняясь ей, стараясь приспособиться.

В процессе работы над садом.были обыграны особенности рельефа участка, реализованы дополнительные возможности и создано ощущение, что здесь так было всегда.

 

Текст С. Кульбашной




Поделитесь ссылкой с друзьями