Здравствуйте, Гость!
Зарегистрироваться
Забыли пароль?

Сад Андриановой Ирины (Москва)

Друзья, представляю вам подмосковный японский сад. О том, как он создавался, нам рассказывает его хозяйка - Ирина Андрианова

Сад душевного спокойствия – Ансин

Если бы лет пятнадцать назад кто-нибудь сказал мне, что у меня будет свой сад, я бы ни за что не поверила. Никогда не понимала дачников (в их числе были и мои родители), которые весной загружают свои машины рассадой, везут все это на участки, перекапывают землю, сажают картошку, выращивают помидоры в теплицах. И никогда не хотела иметь дачу, считая себя городским жителем.

Но шло время, и жизнь в Москве становилась все более невыносимой. Сложности с парковкой во дворе, застройка тех мест, где можно было погулять, покататься на лыжах - все это привело нас с мужем к мысли о переезде в загородный дом. Нам повезло, в 2004 году мы нашли то, что хотели. Предыдущая хозяйка любила цветы, и земля там оказалась очень хорошей, а участок ухоженным. Можно сказать, что сад уже был, но, как я быстро поняла, не такой, какой нужен мне. Возможно потому, что моя работа была в то время связана с праздниками, дома совершенно не хотелось видеть яркость и насыщенность. Мне необходимо было место, где можно расслабиться, отдохнуть, подумать.

В первый год я просто наблюдала за тем, что растет на участке и формировала свои желания. Уже к концу лета осознала, что на меня особое впечатление производят японские сады, их спокойная красота и изысканность. Больше всего поражала способность этих садов вызывать сильные эмоции, несмотря на кажущуюся простоту. Захотелось иметь нечто похожее и у себя. Мой муж поддержал меня, он также оказался страстным поклонником Японии. Беседки, настилы, пристройки - все это его проекты.

Свой сад я создавала, скорее, избавляясь от лишнего. Раздавала цветы, многолетники, убирала старые плодовые деревья. Сделала небольшой прудик. Конечно, не избежала я и ошибок. Некоторые из них исправить было легко: не там проложена дорожка, не так повернут камень, лишний бамбуковый забор. Гораздо сложнее решать проблемы с большими и красивыми деревьями, которые просто не вписываются в концепцию сада.

К концу второго года я поняла, что, создавая сад в японском стиле, очень важно не переборщить с японскими деталями. Таким заманчивым казалось наставить фонарей, заборчиков и назвать свой сад японским. Но потом все это начинает бросаться в глаза, вызывая отторжение. Все свои идеи я проверяла временем: если в течение нескольких месяцев мне что-то нравилось все больше и больше, то оставляла. Если же начинало раздражать, значит - лишнее, и надо срочно убирать или менять.

Наш дом стоит почти посередине участка. Для кого-то это - минус, но для меня оказалось большим плюсом. Не надо было специально зонировать участок - четыре зоны образовались сами собой, а потом появилась и пятая. На третий год я оформила ту часть сада, что находится между домом и баней. Появилась мысль о создании "островов" на отсыпке, своего рода «сухое озеро» с берегами и центральным островом. Эта идея широко используется в японских садах. Часто центральный остров символизирует священную гору Хорай, на которой жили бессмертные. Конечно, в своем саду столь глубокий смысл я не закладывала, скорее, это было визуальным отображением моря или озера с островками. Однако с этого момента я решила глубже изучить японские сады и их символику, чтобы это не только нравилось, но я бы могла также понимать смысл всего, что делаю.

Дальнейшим шагом было создание небольшой беседки – сото-косикакэ. Расположена она около маленького водоема. В Японии такие беседки служат своеобразной остановкой на пути к чайному домику, где гости могут отдохнуть и привести свои мысли и дух в надлежащее состояние. Я очень люблю там сидеть с чашечкой утреннего кофе, наблюдая за жителями прудика, расположенного в тени плакучей ивы. И тоже привожу свои мысли и дух в надлежащее состояние ))

Спустя год мы решили сломать сарай, который занимал столь ценное для небольшого участка место перед баней. Стали думать, как его оформить. Муж очень любит париться в бане, и давно хотел сделать купель, в которой можно охладиться от пара. Но русская купель никак не подходила нашему саду. Наконец удалось найти решение: замаскировать ее под японский онсэн. Мы снесли сарай, убрали заросли малины, и сделали там небольшой бассейн, оформив его соответствующим образом. Изнутри муж выложил бассейн камнем, снаружи соорудил деревянный настил, вокруг - растения и камни. С двух сторон это место окружено забором, с третьей - беседкой, с четвертой - баней, и только неширокий проход между баней и беседкой позволяет заглянуть туда из основного сада. Получилось небольшое замкнутое пространство, где очень уютно посидеть, посмотреть на воду или полежать на настиле, глядя в небо. Так появилась пятая зона в нашем саду.

Следующий год был для нашего сада также продуктивным. Удалось решить сразу несколько задач. Первая из них была насущной необходимостью. Чтобы зимой избежать опасности схода снега и льда на проходящих вдоль дома людей, муж соорудил настил под крышей в виде энгавы (японские проходы-галереи) по всей длине стены. Однако в результате этого появилась опасность поломки деревьев и кустарников, т.к. теперь лед со снегом пролетали значительно дальше. Все растения необходимо было с этого места убирать. Я долго ломала голову, как оформить небольшой кусочек сада, не используя кустарников или деревьев. Газон или цветники по стилю не подходили. Сад камней? Для этого места маловато. И тогда я решила использовать то, что уже было: небольшой уклон. Я усилила его, создав идеальное место для сухого ручья в низине. А берега засадила очитком шестиугольным, бросив кое-где камни и многолетники. Таким образом была решена проблема. А чтобы связать эту часть с остальным садом, я сделала небольшие плоские возвышенности с очитками и с другой стороны дома, избавившись там от газона.

Последняя задача была самая интересная. На нашем участке изначально стояла шестиугольная беседка. Несколько раз мы ее переделывали, пытаясь подстроить под общий стиль сада, но идеальной она так и не стала. И тогда мы с мужем решили снести беседку, а на этом месте построить чайный домик. Идея понравилась нам не только из-за внешней привлекательности, но также и по практическим соображениям. В беседке можно было лишь сидеть за столом, тогда как чайный домик позволял развалиться на подушках и даже полежать, глядя на сад. Кроме того, благодаря скользящим окнам и дверям (сёдзи) мы теперь можем менять климат внутри. В жаркий день закрытые окна с солнечной стороны сохраняют прохладу. Если же день ненастный, мы открываем только южную сторону, впуская тепло и избегая сквозняка. Перед чайным домиком, в зарослях серой спиреи нашлось место для цукубай. Нам хотелось подыскать для него камень с натуральным углублением, а не ставить искусственно сделанную чашу. Такие натуральные камни очень ценятся в Японии, и даже стоят там намного дороже. У нас же цена ничем не отличается от камня любой другой формы, но найти его все равно довольно сложно. Наконец подходящий камень был найден, и теперь, сидя в чайном домике, можно слушать журчание струи из бамбука и наблюдать, как вода неторопливо течет по шероховатым неровностям камня.

На следующий год сад был почти готов. Мы еще кое-что меняли, добавляли или убирали растения, оформляли полоску земли за забором, но в целом сад сильно не менялся. Возможно, в будущем у нас появятся новые идеи, которые мы захотим воплотить в нашем саду, а может быть, мы посчитаем, что творческую энергию лучше направить на другие сады, а этот пусть теперь набирается сил. Время покажет. По крайней мере, мне кажется, что свою основную задачу здесь я выполнила. Мне очень комфортно и уютно в нашем саду. Он успокаивает, поднимает настроение, причем, в любую погоду и в любое время года. Наверное, поэтому я и назвала свой сад "садом душевного спокойствия", по-японски "Ансин".

 

Текст И. Андриановой




Поделитесь ссылкой с друзьями